Функциональная грамотность
 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

Кармаклинская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области 

имени Героя Советского Союза  Д.П.Бурцева

Функциональная грамотность

 

                    Что такое функциональная грамотность?

 

 

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

 

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 Составляющие функциональной грамотности

 

 

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

 

1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

2. Естественно-научная грамотность

Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

3. Математическая грамотность

Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

4. Финансовая грамотность

совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление

способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции

сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем?

           Бланки заданий по функциональной грамотности

 

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

Открытые задания PISA:   https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 

Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Лаборатория функциональной грамотности:https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

 


 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ материалы по функциональной грамотности

 

 

https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=436?,

http://ntf-iro.ru/metodmaterialy-mop-fg/ ,

https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=425

-Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

- Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

 


 

Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

 

Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram


 

 

Интернет-платформы для проверки навыков функциональной грамотности педагогов

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

Тест «Цифровые компетенции педагога» 

 

 


  Информационные и справочные материалы 

Письмо Минпросвещения России от 26.01.2021 № ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"скачать

 

Письмо Министерства образования НСО от 03.03.2021 № 1840-03/25 "О направлении аналитической справки по результатам оценки по модели PISA" скачать

 

Письмо управления образовательной политики в сфере общего образования Министерства образования НСО от 01.12.2020 № 11689-03/25 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"скачать

 

Результаты всероссийского исследования программы "Я Учитель" "Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность"скачать

 

Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"скачать

 

 

  •  План мероприятий («дорожная карта») по формированию и оценке функциональнойграмотности обучающихся МКОУ Кармаклинской СОШ на 2022-2023 учебный  скачать
  •  График проведения диагностических работ (входной контроль) по оценке функциональной грамотности учащихся 8-9 классов в 2022-2023 учебном году скачать

Дата последнего обновления страницы 12.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения